Археологи нашли в Ярославской области саблю из среднеазиатской тигельной стали: впервые в России

12752
599 0
фото: © Фото: Институт археологии РАН.

Российские археологи, при содействии "Сколково", впервые смогли прочитать "родословную" уникальной среднеазиатской сабли времен нашествия Батыя, найденной на раскопках в окрестностях Ярославля в середине прошлого десятилетия, сообщает пресс-служба Института археологии РАН.

«Мы взяли в Ярославском музее обломок сабли для рутинного исследования, а получили новое прочтение старого материала. Почти семь лет он лежал в музее, и никто даже не подозревал о его истинной ценности. Это и уникальное открытие, и просто очень дорогая вещь для того времени», – заявила Ася Энговатова из Института археологии РАН в Москве.

Энговатова и ее коллеги проводили раскопки на Успенском раскопе в Ярославле в 2006 году. Рядо с недавно построенным Успенским собором ученые обнаружили братскую могилу жителей города, погибших при захвате города монголами в 1238 году. В этой братской могиле и был найден обломок сабли.

Как отмечают исследователи, сама по себе находка на территории России сабли 12-13 века является большой редкостью. По словам Владимира Завьялова, специалиста по применению естественно-научных методов в археологии в ИА РАН, такие находки можно пересчитать по пальцам одной руки.

Завьялов и его коллеги, при содействии резидентов "Сколково", изучили структуру металла сабли под микроскопом, что помогло им раскрыть ее родину, оценить ее стоимость и определить ее "классовую" принадлежность.

Как оказалось, сабля была очень редкой и дорогой – она была изготовлена из так называемой литой тигельной стали, ценившейся, как и дамасская сталь и булат, на вес золота в средневековье. Она была изобретена древнеиндийскими мастерами еще во времена ранней античности, и постепенно секрет ее изготовления распространился по Средней Азии. Европейские металлурги долгое время безуспешно пытались повторить ее свойства, что не удавалось сделать до конца 18 века.

Этот факт, как полагают ученые, свидетельствует в пользу того, что клинок принадлежал не защитнику города, а зажиточному монгольскому воину, который приобрел ее у мастеров из Средней Азии. В пользу этого говорят и металлографические исследования, указывающие на азиатскую родословную сабли.

По словам археологов, интересна не только технология изготовления клинка, но и то, как он был захоронен: сабля была сломана, рукоять утрачена, а клинок согнут. Анализ показал, что в металле присутствуют микротрещины, которые свидетельствуют о пребывании предмета в огне. Скорее всего оружие было подвергнуто ритуальной порче, для чего его пришлось нагреть до высокой температуры.

В настоящее время обломок сабли отреставрирован и передан в Ярославский музей-заповедник вместе со всей коллекцией археологических ценностей, обнаруженных в результате раскопок. Сейчас она находится в экспозиции музея.

Источник: РИА Новости