13
Февраль

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ НА РС. Надежда Папоркова: «Поэзия – это сплошная открытость»

/ 13 Февраль 2015 в 20:25
1k

   Беседа с рыбинской поэтессой, членом ярославского представительства Союза российских писателей Надеждой Папорковой.

   - Итак, Год литературы. Для тебя он что-то значит?

   - Конечно! Я начала его с того, что перестала преподавать литературу в школе. Если серьезно, то для меня любой год связан с литературой, но раз уж этот год так назвали, будем надеяться, что с литературой в нем ничего плохого не произойдет. И приятно все-таки. Вот был бы год математики – чувствовала бы себя лишним человеком (шутка).

   - Нужны ли вообще такие «специальные» и официально объявленные годы?..

   - Кто знает.. Видимо, кому-то нужны. Как в школе: неделя русского языка, неделя истории, математики. Думаю, что самые важные события в какой-либо сфере деятельности происходят независимо от того, был ли назван год ее именем. Но надеяться на что-то хорошее – всегда хорошо, правда?

   - Когда для тебя началась литература? Когда ты стала читателем, когда начала сама пробовать писать? Что стало толчком?

   - Боюсь, что уже не смогу назвать точного времени…Наверное, с тех пор, как себя помню. Сначала я стала ужасно увлеченным слушателем. Настолько ужасно, что читать мне книжки стало сущим наказанием для моих родных, и они вздохнули: «Скорей бы ты уже сама училась читать, ведь никакого сна!» Тогда я пожалела их и стала читателем. Придумывать разные истории с персонажами начала еще раньше. Сочинять стихи – года в 4. Но уже более осознанно, с пониманием, как много это значит в моей жизни – в 12 лет. Просто стихия стихов и вообще, художественного слова – это мой воздух, а почему, не знаю…

   - Расскажи, пожалуйста, о своих ориентирах на этом пути, о своих «путеводных огоньках».

   - С детства очень люблю Лермонтова. Его «созвучья слов живых», «небо полуночи», его детскую и взрослую, ранимую и сложную душу… Пушкина, конечно, тоже. Вопреки мнению, что можно любить или Лермонтова, или Пушкина, или лунный свет, или солнечный. А вот Марина Цветаева написала в одном из ранних стихотворений: «Буду любить, не умея иначе, оба луча!» Да, и Цветаева, конечно. Я никогда не перенимала ее стилистики, даже в период подражаний, но без ее стихов, наверное, не стала бы вполне собой. И без стихов Ахматовой, которые тоже очень много для меня значат. Опять же, вопреки мнению, что их обязательно нужно противопоставлять…. А когда впервые услышала стихи Георгия Иванова, было такое чувство, что сердце остановится от счастья и земля уйдет из-под ног. Вполне настоящее чувство, без метафор... Люблю Анненского, Блока, Пастернака, Мандельштама, отдельные стихотворения Гумилева, в Серебряном веке – вообще многое… В современной поэзии многим могу восхищаться, но, к сожалению, очень немногое оказывается родным. Например, стихи Игоря Меламеда, недавно ушедшего из жизни. Сильное влияние на мой внутренний мир и поэтические ориентиры оказал рыбинский поэт Леонид Советников. У него безупречный художественный вкус и прекрасные стихи. Мне вообще как-то слишком, незаслуженно повезло. Когда я познакомилась с нашими поэтами впервые, было что-то вроде рыбинского Серебряного века, помнишь? Горько, что нет уже с нами поэта Николая Гоголева – без которого тот Серебряный век, наверное, никогда бы не сложился… Именно здесь, в Рыбинске, были и есть очень хорошие поэты – как жаль, что почти нет общего пространства, все существуют будто бы сами по себе, словно одинокие островки…. Но, с другой стороны, большинство поэтов по природе – одиночки.. То есть, не слишком коллективные создания. Когда их что-то объединяет – может получиться маленькая прекрасная эпоха, но она не может длиться вечно. Что-то теряется, что-то приходит… Сейчас другой век.

   В Ярославле каждый год проводятся Васильевские чтения – в память ушедшего из жизни прекрасного поэта Константина Васильева. Эти чтения объединяют поэтов из разных городов, что очень радует. Вообще, со времени появления интернета расстояния воспринимаются условно.

   - Книжки, сборники, публикации?

   - Пока у меня только один сборник «Терновый сад», который вышел еще в далеком 2001 году. Я как раз заканчивала школу, это был первый год нового тысячелетия, и первая книжка… В ней я попрощалась с ХХ веком, очень остро теперь это чувствую, перечитывая… Физически было ощутимо, что переступаешь какую-то грань, куда-то переходишь, а за плечами – многовековой опыт, пережитый по-настоящему не тобой, 16-летней девочкой, еще ничего не знающей, а другими настоящими, живыми людьми, чьи жизни теперь продолжаем мы…

   Если все будет хорошо, то в этом году выйдет еще одна книга. Она называется «Голос птицы», в ней собраны стихи за 15 лет, а может, даже и больше, и немножко прозы.

   - Какие книги ты любишь и читаешь сама?

   - Из поэтического уже назвала кое-что, а если из прозы и драматургии… Снова Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Булгаков, Бунин, Шмелев, Грин, Солженицын, Домбровский, и еще очень многие. Из зарубежных писателей: Шекспир, Диккенс, Гюго, Экзюпери, Цвейг и многие другие. Люблю читать эссе и мемуары о поэтах и писателях – особенно те, что пишут поэты. Хоть и считается, что нехорошо читать чужие дневники, но очень люблю дневники поэтов и писателей.

   - Как бы ты охарактеризовала нынешнюю литературную ситуацию – в целом по стране, в нашем городе?

   - Сложно сказать… Думаю, я все-таки слишком мало вижу, поскольку не так много путешествую по городам, и потому мои оценки могут быть очень субъективны. Конечно, литературная жизнь есть. В каких-то городах она более яркая и явная, в каких-то – более интровертная, разрозненная, уединенная – как в нашем… Иной вопрос в том, что всем этим живут, в основном, лишь сами писатели и поэты. Для многих людей нет никакой литературной жизни, они ее просто не видят. Характерная черта нашего времени – поверхностность, нежелание глубоких, ранящих душу переживаний, бегство от них. А поэзия – это сплошная открытость, сплошная рана… Но сейчас многое меняется – кто знает, может быть, люди начнут больше видеть и чувствовать…

   - Что бы ты могла сказать юным мальчикам и девочкам, которые сейчас решат всерьёз посвятить себя литературному творчеству?

   - В наше трудное для литературы время, казалось бы, есть только один правильный ответ: попытаться отговорить их от такого выбора… Но я не стала бы отговаривать, потому что, во-первых, бесполезно, по себе знаю, а во-вторых – жить не своей жизнью, как бы внешне благополучно она ни сложилась, – ужасно тяжело… Главное – быть настоящим, искренне любить то, что ты любишь, а не убеждать себя в этом, выбирать то, что ты ищешь, а не то, что принято или модно, и слышать музыку слов.

   - Вообще, что помогает жить? Сочинять стихи и не терять себя?

   - Бог. А еще вера, надежда и любовь. Те, кого ты любишь и кто любит тебя.

Вопросы Надежде задавала Ольга Коробкова

   Ссылка на новость: http://rybinskcity.ru/news/2015/02/13/GOD-LITERATURY-NA-RS-Nadezhda-Paporkova-Poeziya-eto-sploshnaya-otkrytost/

Поделитесь с друзьями новостью


или зарегистрироваться