Теплоэнергетики обратились в областную думу с открытым письмом

8547
660 0
Представители нескольких инфраструктурных компаний Ярославского региона обратились с открытым письмом к законодательному собранию области. В своём воззвании они обозначили острые проблемы рынка жилищно-коммунальных услуг, а также выступили с предложением внесения законодательных изменений, которые помогут избежать и навсегда ликвидировать ситуации, приводящие региональную систему ЖКХ к бедственному положению.

В Ярославском регионе сегодня складывается резко неблагоприятная ситуация с расчетами за природный газ. За последние 5 лет долг всех потребителей области вырос почти в 21 раз и на 1 июля 2013 года составил 1,731 млрд рублей (в апреле нынешнего года задолженность достигала 2,4 миллиардов рублей). Поставщики «голубого топлива» опасаются того постоянно растущие долги за газ могут привести к срыву отопительного сезона в Ярославской области.

Подобная ситуация сложилась не только в нашем регионе. Как минимум 13 регионам России грозит прекращение или ограничение поставок «Газпромом» газа предприятиям ЖКХ. В шести регионах ограничения уже начали действовать: из-за этого на прошлой неделе без горячей воды остались потребители в Махачкале и Владикавказе, Брянске, нескольких населенных пунктах в Краснодарском крае и Ингушетии, а также подмосковном Сергиевом Посаде. Подобные меры в перспективе могут коснуться Московской, Тверской, Волгоградской, Владимирской, Смоленской и Астраханской областей, а также Кабардино-Балкарии, поскольку эти регионы попали в список самых крупных и проблемных должников «Газпром межрегионгаза».

Главной причиной нарушения сроков оплаты потребленного газа является задолженность потребителей тепловой энергии перед теплоснабжающими организациями. Одной из основных категорий должников являются управляющие компании, которые  сами  не потребляют и  не передают никаких коммунальных ресурсов, а выступают только в роли посредников: между ресурсоснабжающими организациями и населением.

В структурах «Газпрома» также полагают, что долги коммунальщиков слишком велики из-за наличия посредников в цепочке платежей от граждан к поставщику топлива, в первую очередь управляющих компаний.

Существующая система коммунальных платежей крайне непрозрачна. Как и на что управляющие компании тратят полученные за ресурсы средства, проконтролировать фактически невозможно. Накопив огромные долги, управляющие компании, вместо того, чтобы их гасить, начинают процедуру ликвидации или банкротства, либо просто прекращают деятельность. А на её месте регистрируется новое юридическое лицо с тем же субъектным составом участников и похожим наименованием.

Для  решения проблемы  представители ресурсоснабжающих компаний предлагают ряд законодательных инициатив, среди которых эффективными мерами видят такие, как:

- обязать управляющие компании предоставить собственникам жилья возможность заключать прямые договора на предоставление оплаты коммунального ресурса непосредственно ресурсоснабжающей организации, независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом. Ответственность за обеспечение качества поступившего потребителям ресурса при транспортировке по внутридомовым сетям должна оставаться за управляющей компанией.

- либо обязать управляющие компании перед каждым отопительным сезоном после проведения тарифной компании предоставлять ресурсоснабжающим организациям, включая единые теплоснабжающие организации, банковскую гарантию оплаты  всего объема заявленных к потреблению управляемым ими жильем услуг +10%, или адекватный имущественный залог, если на такое обеспечение согласится поставщик услуг, либо комбинацию обоих видов обеспечения.


Такое нормативное регулирование  - это единственный рыночный экономически приемлемый способ нормализовать расчеты  в ЖКХ, а также быстро и эффективно  в течение нескольких месяцев убрать с поля деятельности ЖКХ недобросовестных игроков и оставить на рынке только такие организации, которые могут поручиться за свою дееспособность и эффективность.

Добросовестных участников рынка в области достаточно для того, чтобы заменить собой объекты, управляемые компаниями - безнадежными должниками. Ведь лучше один раз зафиксировать накопленный долг и выработать комплекс мер  по его урегулированию,  чем  разрушать отрасль в целом.





Текст открытого письма представителям Ярославской областной Думы 5 созыва

"Обращаемся к вам от лица теплоэнергетических компаний, действующих в Ярославской области. Поводом для нашего воззвания послужила крайне негативная ситуация, сложившаяся в области жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области.

Мы  - организации, тесно связанные с функционированием городской инфраструктуры, полностью поддерживающие все начинания администрации и правительства, хотим, чтобы наша деятельность приносила пользу обществу, и мы могли гордиться своим трудом. Однако мы  поставлены в безвыходное положение. В совокупности с ростом цен на топливо и другие ресурсы, все теплоснабжающие организации становятся «планово-убыточными» и всем им угрожает банкротство.
Хронические неплатежи потребителей и отсутствие механизмов взыскания задолженности приводят к тому, что даже при экономически обоснованном тарифе поставщики не имеют «живых» денег для реконструкции сетей и оплаты поставляемых энергоносителей. При этом собственникам теплоснабжающих компаний зачастую приходится дотировать их деятельность из собственных средств.

Сегодня в Ярославском регионе складывается резко неблагоприятная ситуация с расчетами за природный газ. С марта прошлого года задолженность всех потребителей, без учета долгов населения, увеличилась практически в два раза и в апреле 2013 года составила 2,4 млрд. рублей.

По общему мнению, главной причиной нарушения сроков оплаты потребленного газа является задолженность потребителей тепловой энергии перед теплоснабжающими организациями.

Одной из основных категорий должников являются управляющие компании, которые  сами  не потребляют и  не передают никаких коммунальных ресурсов, а выступают только в роли посредников: между ресурсоснабжающими организациями и населением.   

Их функции заключаются в том, чтобы оказывать услуги населению: содержать дома, осуществлять уборку и текущий ремонт, а также являться поставщиком услуг – подавать тепло, горячую и холодную воду, канализировать ее. Именно они отвечают за то, чтобы батареи в квартирах были горячими зимой, а вода из крана – не была ржавой. Но только услуги эти далеко не всегда качественные, а то и не оказываются вообще. Вся система выстроена так, что управляющие компании не располагают ровно никаким значимым имуществом. Трубы в домах – это собственность многоквартирного дома, коммуникации, которые подходят к дому  - собственность ресурсопоставляющих организаций.

Кроме ответственности за качество энергоресурсов и воды, поставляемых в дома, они отвечают за платежи населения ресурсоснабжающим организациям. Следует заметить, что в большинстве жители региона исправно оплачивают счета за потребленное тепло и воду.

Однако, существующая система коммунальных платежей крайне непрозрачна. Как и на что управляющие компании тратят полученные за ресурсы средства, проконтролировать фактически невозможно. В результате они накапливают хронические долги. Их ежемесячные неплатежи за горячую воду составляют 80 процентов, а за холодную – не достигают даже 50 процентов. В суды области передано более 1000 судебных исков против организаций-неплательщиков. Но взыскание долгов в судебном порядке, как правило, не приносит должных результатов из-за длительности рассмотрения исковых заявлений. Тем временем управляющие организации продолжают уклоняться от выплат. У многих уже арестованы счета. Деньги изымаются по решению судов и переводятся на счета ресурсоснабжающих организаций.

Для того, чтобы расплатиться с долгами, они перекладывают своё финансовое бремя на население города - на жителей, которые уже заплатили за эту услугу, но в результате отключения газа в ряде городов в летнее время не получают оплаченных ими услуг в течение 4-6 месяцев. К сожалению, общий размер просроченной задолженности постоянно растет на протяжении  4-5 лет последних.
Кроме того, зачастую оказывается, что иск к управляющей компании предъявить невозможно – задолжавшая управляющая компания начинает процедуру ликвидации или банкротства, либо просто фактически прекращает деятельность, а на её месте регистрируется новое юридическое лицо с тем же субъектным составом участников и похожим наименованием.

Все это приводит к колоссальному расходу бюджетных средств, которыми оплачиваются долги за газ и покрываются убытки, возникающие перед каждым отопительным сезоном из-за неплатежей  управляющих компаний. Речь идет о сотнях миллионов рублей бюджетных средств ежегодно!

В итоге весь Ярославский регион движется к жилищно-коммунальной катастрофе. Заложником этой ситуации оказывается население, простые жители Ярославского региона. Именно они попадают в жернова сложной структуры, и именно из их кармана берут деньги за услуги, которые поставляются на сегодняшний день не качественно.

Просим вас принять меры урегулирования на государственном уровне и предотвратить ситуацию, ведущую к краху и банкротству  всю систему ЖКХ Ярославского региона.

К сожалению, с введением новых стандартов работы и с переходом ЖКХ на работу в рамках закона эта проблема полностью решена не будет в связи с особенностями  расчетов  за поставленные населению ресурсы согласно Жилищному Кодексу РФ, а именно:

1. при способе управления – управляющая компания или ТСЖ, расчеты могут производиться только через управляющую компанию (ст. 155 ЖК РФ).
2. при способе управления – непосредственное управление, жители напрямую заключают договоры с ресурсником и оплачивают за коммунальные услуги по этим договорам и отдельным квитанциям непосредственно ресурсоснабжающей организации (ст. 164 ЖК РФ). При этом договор на обслуживание, в том числе по внутридомовым инженерным коммуникациям, заключается ими с какой-либо организацией. Если квартир не более 12 – то с любой специализированной, если квартир более 12, то с управляющей компанией.

На наш взгляд с  целью решения проблемы необходимо обязать законодательно управляющие компании:

- предоставить собственникам жилья возможность заключать прямые договора на предоставление оплаты коммунального ресурса непосредственно ресурсоснабжающей организации, независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом. Ответственность за обеспечение качества поступившего потребителям ресурса при транспортировке по внутридомовым сетям должна оставаться за управляющей компанией.

- либо обязать управляющие компании перед каждым отопительным сезоном после проведения тарифной компании предоставлять ресурсоснабжающим организациям, включая единые теплоснабжающие организации, банковскую гарантию оплаты  всего объема заявленных к потреблению управляемым ими жильем услуг +10%, или адекватный имущественный залог, если на такое обеспечение согласится поставщик услуг, либо комбинацию обоих видов обеспечения.

Мы считаем, что такое нормативное регулирование  - это единственный рыночный экономически приемлемый способ нормализовать расчеты  в ЖКХ. Введение данных стандартов регулирования позволит быстро и эффективно  в течение нескольких месяцев убрать с поля деятельности ЖКХ недобросовестных игроков и оставить на рынке только  такие организации, которые могут поручиться за свою дееспособность и эффективность.

И таких организаций сегодня в области достаточно для того, чтобы заменить собой объекты, управляемые компаниями - безнадежными должниками. Лучше один раз зафиксировать накопленный долг и выработать комплекс мер  по его урегулированию,  чем  разрушать отрасль в целом.
"

Алёна Порик, директор по связям с общественностью группы компаний «Инпарк»

Теги: общество

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Поделитесь с друзьями новостью:
Есть своя точка зрения? Оставьте комментарий!
Обсуждаемые новости
Опрос
Хотели бы, чтобы ваш ребенок прошел тест на наркотики?
Да, конечно
Нет, это все глупости
У меня нет детей
Нет, я доверяю своему ребенку без всяких тестов
Архив новостей