07
Февраль

«Аэрофлот» высказал серьезные претензии к авиалайнеру Sukhoi SuperJet 100

/ 07 Февраль 2013 в 09:57
868
6 февраля ряд СМИ, в том числе РИА «Новости» и газета «Коммерсант», распространили информацию о том, что крупнейшая отечественная компания-авиаперевозчик имеет серьезные претензии к уровню надежности новейшего российского авиалайнера, перед которым была поставлена сверхзадача - вывести гражданскую авиацию России на новый, конкурентоспособный уровень.

Как пишет «Коммерсант», в 2012 году на 10 воздушных судов Sukhoi SuperJet 100 (они составляют 8% самолетного парка «Аэрофлота») пришлось 40% всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. По данным «Аэрофлота», в прошлом году больше всего случаев неисправностей на авиалайнере SSJ-100 пришлось на системы кондиционирования (9 случаев) и управления воздушным судном (7 случаев), еще 6 инцидентов вызваны сбоями в системе уборки-выпуска шасси, один — с неполадками противопожарного оборудования и еще один – с конструкционными особенностями двигателя SaM146 самолета SSJ-100. Из этого следует, что могут возникнуть серьезные проблемы для компании-производителя лайнеров «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), что как следствие может негативно отразиться на деятельности НПО «Сатурн» - поставщика авиадвигателей SaM146 для этих авиалайнеров нового поколения.

В апреле 2003 года новый авиадвигатель SaM146 – плод равноправного партнерства российской компании НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма» – был объявлен победителем в тендере ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на поставку силовой установки для семейства лайнеров SSJ100. С целью обеспечения единого поставщика и держателя сертификата типа на двигатель SaM146 НПО «Сатурн» и «Снекма» учредили совместное предприятие «ПауэрДжет» (PowerJet). Часть деталей для двигателя SaM146 изготавливается на открытом в 2005 году совместном российско-французском предприятии «ВолгАэро». Испытания двигателя SaM146 производятся на уникальном для Европы испытательном комплексе, состоящем из одного открытого стенда в местечке Полуево в Рыбинском районе и трех закрытых испытательных стендов на предприятии.

19 мая 2008 года первый самолет Sukhoi SuperJet-100, поднявший с аэродрома предприятия-изготовителя в Комсомольске-на-Амуре совершил свой первый полет. Этот безукоризненный полет одновременно стал трудовым достижением коллектива НПО «Сатурн», поскольку силовая установка новейшего российского авиалайнера состоит из двух двигателей SAM146 производства ОАО «НПО «Сатурн» Эксплуатацию самолетов SSJ-100 компания «Аэрофлот» начала летом 2011 года.

12 апреля 2012 года, в Международный день авиации и космонавтики, ОАО «НПО «Сатурн» был получен сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на производство серийных двигателей SaM146. Таким образом, НПО «Сатурн» стало первой в России компанией, заработавшей сертификат одобрения производственной организации в EASA на выпуск гражданских двигателей, что ставит предприятие в одну линейку с ведущими международными производителями газотурбинной техники.

В пресс-релизе, поступившем по этому поводу из предприятия, директор производства ОАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков придавал огромное значение программе производства авиадвигателя:

- Мы очень серьезное внимание уделяем двигателю SaM146, потому что понимаем, это единственный продукт, который позволяет нам интегрироваться в европейское сообщество. В планах предприятия достаточно серьезное увеличение объемов выпуска: в 2012 году – 48 двигателей, в 2013 году – 96. Мы будем продолжать инвестиции в дальнейшее развитие производства и обучение людей.

Как отметил директор программы SaM146 ОАО «НПО «Сатурн» Михаил Берденников, в тот момент в эксплуатации находились 8 самолетов SSJ100. Надежность вылета самолета по двигателю для SaM146 очень высока – 99,96 процента.

Можно только предполагать, насколько встревожило работников НПО «Сатурн» трагическое известие о катастрофе одного из восьми «Суперджетов».

9 мая 2012 года в ходе показательного полета в окрестностях индонезийской столицы Джакарты самолет SSJ-100 врезался в склон горы Салак. Погибли все 48 человек, включая экипаж. Экипаж самолета был опытный и имел достаточный налет. Командир разбившегося авиалайнера Александр Яблонцев был тем самым пилотом, под управлением которого в мае 2008 года первый самолет Sukhoi SuperJet-100 совершил свой первый полет.

Согласно выводам Индонезийского Национального комитета по безопасности на транспорте (KNKT), причиной трагедии стал человеческий фактор. В демонстрационном полете экипаж не учел гористую местность, диспетчер позволил лайнеру выйти из разрешенной зоны и снизить высоту до недопустимого уровня, а один из индонезийских пилотов отвлекал экипаж, обсуждая технические характеристики самолета.

Как ни парадоксально, но командира авиалайнера подвел именно большой опыт. За 38 секунд до столкновения в кабине сработала система TAWS, и потом еще 6 раз прозвучало предупреждение «Избегайте земли». Предполагается, что если бы пилот принял меры в течение 24 секунд после первого оповещения, трагедии бы не произошло. Однако командир был уверен, что препятствий нет, и самолет находится на высоте в 6000 футов, разрешенной диспетчером. Исходя из этого, он решил, что у TAWS возникли проблемы с базой данных, и заблокировал ее. Опасность он увидел за несколько секунд до столкновения, когда предпринять что-либо было слишком поздно.

Согласно данным из открытых источников, по состоянию на май 2012 года 122 авиалайнера Sukhoi SuperJet-100 были заказаны российскими авиакомпаниями, главным образом, «Аэрофлотом», зарубежные заказы в портфеле корпорации «Сухого» составляли 202 самолетов SSJ-100. Вполне логично, что «Аэрофлот» после случившейся в Индонезии трагедии стал предъявлять к качественным характеристикам нового авиалайнера повышенные требования.

- Проблемы действительно были, но совместными усилиями с представителями авиакомпании они устранены – в частности, внедрен технический бюллетень с рекомендациями по техническому обслуживанию и эксплуатации «Суперджетов». Мы рассчитываем, что в ближайшее время 99% наших лайнеров будут задействованы "Аэрофлотом”»,— заявил газете «Коммерсант» официальный представитель компании-производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Андрей Муравьев.

Поделитесь с друзьями новостью


или зарегистрироваться