16
Февраль

Музей на запасном пути

/ 16 Февраль 2012 в 09:34
629
В течение 15 и 16 февраля рыбинцы впервые и совершенно бесплатно могут посетить вагон-музей истории Северной железной дороги на запасном пути станции Рыбинск-Пассажирский.

Корабелы северодвинского производственного объединения «Севмаш», где изготавливают атомные субмарины, по заказу Северной железной дороги переоборудовали обычный пассажирский вагон в музей на колесах. Со 2 августа 2002 года его колеса отсчитали по рельсам тысячи километров пути.

Вагон-музей базируется в столице СЖД – в Ярославле. Оттуда он отправляется в пункты назначения (а это и крупные железнодорожные узлы, и маленькие станции Северной железной дороги) примерно раз в месяц. В 2012 году первая поездка была в Иваново и Кинешму, второй стала поездка в Рыбинск.

История СЖД представлена экспонатами вагона-музея, музейный фонд содержит свыше 1500 единиц хранения, в т.ч. около 50 редких экспонатов. Славной и драматической была судьба русского промышленника и мецената Саввы Мамонтова, имя которого тесно связано с развитием Северной железной дороги. Благодаря ему, председателю правления Московско-Ярославского акционерного общества, рельсы железной дороги дотянулись до Ярославля и далее на север через непроходимую тайгу и болотные топи до Архангельска. Исчерпав казенные деньги, он вложил в строительство железной дороги к Белому морю собственный капитал. В конечном счете Савва Мамонтов разорился, да еще и отсидел год в долговой тюрьме. После революции он умер в полной нищете и забвении.

В 2008 году у вокзала Ярославль-Главный был установлен памятник патриоту и меценату Савве Мамонтову. Но лучшим памятником ему является Северная железная дорога, по которой из года в год курсируют миллионы пассажиров и перевозятся тысячи тонн грузов.

Экспозиция вагона-музея включает в себя несколько разделов.

В разделе, посвященном первым десятилетиям строительства и формирования Северной железной дороги, представлены уникальные фотографии и документы. Второй раздел, охватывающий период революции и гражданской войны, также представлен фотографиями железнодорожников - участников революционных действий, их удостоверениями личности и личными вещами. Время восстановления железнодорожного транспорта в 20-е годы, годы первых сталинских пятилеток, помимо фотоматериалов, представлены первыми знаками ударников железнодорожного транспорта. Раздел Великой Отечественной войны широко освещен в документах, письмах, благодарностях железнодорожников-фронтовиков и тружеников тыла. Период послевоенного строительства и развития до 1980-х годов – последний раздел экспозиции, рассказывающий о работе Северной магистрали.

Также в экспозиции вагона-музея представлены подлинная железнодорожная форма, инструменты и сигнальные фонари XX века, электрожезловые аппараты системы Вебб-Томпсон и Треггер, устройства сигнализации и связи XX века, рельсы, макеты паровозов и множество других экспонатов.

В первый же день работы вагона-музея в Рыбинске его экспозиция пополнилась ценным экспонатом. Один из посетителей подарил музею фотографию рабочих Рыбинских железнодорожных мастерских начала ХХ века, среди которых находился его дед-молотобоец Алексей Трифонович Трифонов.

Поделитесь с друзьями новостью


или зарегистрироваться