31
окт

Завершилось расследование причин гибели «Локомотива»

/ 31 Октябрь 2011 в 13:41
530
Завершилось расследование причин гибели «Локомотива»
Расследование экспертами крушения самолета Як-42 под Ярославлем подошло к концу. В скором времени официально будут обнародованы предполагаемые причины гибели «Локомотива». Как сообщают центральные СМИ, вероятнее всего, главным фактором, приведшим к несчастному случаю, будут объявлены неверные действия при взлете первого пилота Андрея Соломенцева.

Как полагают эксперты, А. Соломенцев при разгоне непроизвольным образом стал притормаживать самолет, поставив на педали ступни, а когда начал тянуть на себя штурвал в попытке поднять машину в воздух, и вовсе уперся ногами в педали с максимальным давлением. В ходе расследования выяснилось, что торможение на взлете – совсем не редкое поведение для пилотов, переучившихся управлению с Як-40 на Як-42. Дело в том, что парные педали у этих моделей схожи, но имеют и значимое различие: если в Як-40 под каблук имеются специальные «чашки» на педалях, то на Як-42 они отсутствуют. При конструировании более поздней модели предполагалось, что на разгоне пилоты будут держать пятки на полу, а не на педалях, лишь иногда корректируя направление носками, но многие летчики по старой привычке управляют Як-42 полностью положив ступни на педаль.

Контролирующие органы о «тормозных взлетах» не имели представления, т.к. отклонение педалей к торможению бортовыми самописцами не фиксируется. Однако до гибели «Локомотива» катастроф не происходило, поскольку замедление экипаж компенсировал форсированным режимом работы двигателей и более стремительным «подрывом» передних шасси. Как установлено расследованием, 7 сентября оба пилота начали взлет со ступнями на педалях. Такой взлет был для них обычным: командир А. Соломенцев налетал за штурвалом Як-40 более 5 000 часов, а второй пилот Игорь Жевелов совсем недавно переучился на управление Як-42. Одно лишь легкое притормаживание не привело бы к катастрофе, но кроме него экипажем была допущены и другие ошибки.

Прежде всего – командир неверно рассчитал т.н. «скорость принятия решения», понадеявшись на свой опыт и взяв цифры навскидку. Затем в процессе разбега один из пилотов отвел штурвал вперед вместо сохранения нейтрального положения. Сыграли роль и два других фактора – неровности бетонного покрытия и слегка разбитые амортизационные стойки шасси, которые усилили создавшуюся вибрацию. Тряска заставила командира начать подрыв еще раньше – достигнув скорости 185 км/ч, но в результате колеса от земли не оторвались.

Как считают эксперты, в данной ситуации не было другого выхода, кроме как прекратить взлет и произвести экстренное торможение. Но летчикам принять это решение было психологически тяжело – ведь подобные меры сделали бы возможным срыв матча на первенство КХЛ, штрафы для «Як Сервиса», а также внутрикорпоративный «разбор полетов». А. Соломенцев решил продолжать взлет.

Рост скорости вызвал увеличение давления встречного потока на руль высоты. Удерживать штурвал стало еще труднее. И. Жевелов поднял машину в воздух потянув штурвал с усилием 64 кг – отклонить руль высоты пришлось на 13 градусов в положение кабрирования. Соответственно, чтобы обеспечить такой уровень усилия, пришлось давить на тормозные педали уже не чуть-чуть, как при разбеге, а с максимально возможной силой. Печальный итог всем известен. Гибель «Локомотива» до сих пор тяжело переживает вся страна.

Поделитесь с друзьями новостью


или зарегистрироваться