Платформа Android пришла на смену Windows Mobile?

4415
447 0

Прошлый, 2009 год, ознаменовавшийся мировым финансовым кризисом, серьезно пошатнул российский рынок смартфонов и мобильных интернет-устройств (WID). По данным аналитического агентства SmartMarketing, в абсолютном выражении по сравнению с итогами 2008-го объемы продаж сократились на треть. Причем обычные смартфоны без сенсорных дисплеев пока значительно популярнее коммуникаторов, которые, в свою очередь составляют львиную долю от всех WID.

Впрочем, под знаком кризиса прошел далеко не весь прошлый год: почти полный ступор рынка ограничился первым полугодием, и уже с середины года ситуация начала выправляться. Во многом это произошло благодаря тому, что на рынке появилась совершенно новая для России платформа - Android, которая оказалась способна заставить потребителей отдавать деньги даже в трудные времена.

Android шагает по планете

Операционную систему Android сегодня следует сравнивать не только с iPhone OS, но и, в первую очередь, с Windows Mobile. Дело в том, что выпуском устройств на базе этих программных платформ занимаются одни и те же компании, да и по "железу" такие коммуникаторы практически одинаковы.

Однако в последний год вендоры уделяют больше внимания именно Android. Их можно и нужно понять: операционная система должна не просто обеспечивать работоспособность "железа", а помогать продавать продукты. Скажем, году в 2005-м потребители выбирали только между Symbian и мобильной платформой от Microsoft, причем первую предпочитали поклонники смартфонов, а вторую - любители коммуникаторов; серьезных альтернатив попросту не существовало. Нравилась людям эта система или нет - вопрос риторический, иметь с ней дело все равно приходилось.

Между тем, WM в своем развитии за последние годы практически не продвинулась: громадной разницы между версиями 5.0, 6 и 6.1 не было, да и версия 6.5 принесла намного меньше нововведений, чем хотелось бы пользователям.

Очевидно, что вендорам становилось все тяжелее продавать устройства с этой "старой конфетой в новом фантике" (по данным SmartMarketing, в прошлом году в России Windows Mobile показала отрицательную динамику: ее доля на рынке WID в I полугодии составляла 61,2%, а во II полугодии снизилась до 53,4%), и вот как раз тут на арену вышла компания Google с платформой Android. Если быть точнее, то первый в мире Android-смартфон - HTC G1 - появился в продаже осенью 2008 года, но популяризация платформы началась в последние месяцы 2009-го и достигла значительного уровня к началу текущего года. В России первое устройство на Android OS появилось в середине 2009 года (это был Highscreen PP5420, "детище" отечественного вендора электроники компании "Вобис Компьютер"). До конца года в российских магазинах также появились HTC Hero, Highscreen Zeus, Samsung i7500 Galaxy и ряд других моделей.

Если говорить о конкуренции Android с Symbian, то ситуация такая: по уровню проработки интерфейса, удобству, стабильности и т. д. "сенсорные" версии последней не выдерживают в сравнении с детищем Google. Немного статистики: в 2009 году доля WID на базе Symbian (иначе говоря, моделей с сенсорными экранами вроде Nokia 5800 XpressMusic) на российском рынке снизилась на 10,30%. С другой стороны, если оценивать WID и обычные смартфоны в сумме, то благодаря большим объемам продаж низко- и среднебюджетных смартфонов Nokia, на долю Symbian приходится 84,69% всего объема продаж всех мобильных устройств. Иначе говоря, платформа "выезжает" на не слишком современных моделях без сенсорных экранов, которые воспринимаются покупателями как обычные мобильные телефоны.

"Windows Phone 7 Series - это пока "темная лошадка", Symbian морально устаревает, а Maemo/MeeGo пока слишком специфичен и ориентирован на достаточно узкую прослойку пользователей. Угроза Android может проистекать, прежде всего, со стороны iPhone OS 4.0", - считает эксперт аналитической группы SmartMarketing Светлана Завьялова.

Любопытный факт: в январе на Consumer Electronic Show 2010 не было представлено ни одного устройства под управлением Windows Mobile, а в феврале на выставке Mobile World Congress 2010 модели с WM на борту составили всего около четверти от всех продемонстрированных коммуникаторов.

Табл. Новинки, представленные на Mobile World Congress 2010

ПроизводительУстройства на базеWindowsMobileУстройства на базеAndroidПроприетарная ОС
HTCHTC HD MiniHTC Desire HTC LegendHTC Smart
AcerAcer neoTouch P300 Acer neoTouch P400Acer beTouch E400 Acer beTouch E110 Acer beTouch Liquid e--
Samsung--Samsung I8520 BeamSamsung S8500 Wave (ОС Bada)
Motorola--Motorola Quench Motorola Snapper Motorola Titanium--
Sony Ericsson--Sony Ericsson X10 Mini Sony Ericsson X10 Mini Pro--
ZTE--ZTE Blade ZTE Racer ZTE Smooth ZTE Mercury--
Huawei--Huawei U8110 Huawei U8220 Huawei U8230 Huawei U8800 Huawei U8300--
ToshibaToshiba TG01 Toshiba K01----
Alcatel (TCT Mobile)--Alcatel OT-980--
Garmin-ASUSGarmin-ASUS Nuvifone M10Garmin-ASUS Nuvifone A50--
Итого (% от всех новинок)20%73%7%

"Я не считаю, что имеет место какая-то истерия в отношении платформы Android. Система развивается и будет развиваться и, в конечном счете, найдет свою нишу на рынке мобильных устройств", - полагает коммерческий директор компании "Вобис Компьютер" Михаил Чернышов.

Почем андроиды для народа?

Интересный момент: в течение примерно года с момента появления Android вендоры выводили на рынок в основном дорогие устройства на базе этой операционной системы. Почему происходило именно так?

Во-первых, производители попросту решили снять все "сливки" с новой платформы: раз уж Android вызывает такой ажиотаж у потребителей, пока нет никакого смысла создавать дешевые модели; можно в первое время делать ставку на аппараты более высокого класса, так как покупать их все равно будут на волне интереса к Android и сопутствующей ему экосистеме (магазин приложений, тесная интеграция в сервисами Google). Кроме того, представлять новинки в премиальном сегменте - это выгодно.

"Для производителя разница в затратах на разработку модели middle и high-end сегмента не очень отличается, но в случае работы в премиум-сегменте можно очень удачно совместить функциональность со статусностью телефона", - отмечает Евгений Павлов, менеджер по коммерциализации продуктов компании HTC.

Во-вторых, немаловажную роль здесь сыграл и тот факт, что пионером рынка Android-устройств стала тайваньская HTC, чья продукция вне зависимости от функционального заряда никогда не отличалась доступностью для широких масс. Другие вендоры последовали примеру лидера: та же Acer, славящаяся как раз приемлемой по цене техникой, в прошлом году выпустила всего один "гуглофон" - далеко не самый дешевый Liquid. Модели более низкого класса были показаны ею только в этом году на MWC 2010.

Больше всех от высоких цен пострадали именно российские покупатели. Дело в том, что в Европе и США первые "гуглофоны" по традиции продавались с контрактами операторов сотовой связи. На практике это значит, что мощный коммуникатор достается абоненту за каких-нибудь $199 (что, впрочем, тоже немало: обычные мобильные телефоны с контрактом стоят там 20-60 долларов). Правда, при этом пользователь обязан в течение нескольких лет пользоваться услугами конкретного оператора сотовой связи (и, как правило, с достаточно дорогим тарифом). Иными словами, речь идет о своего рода рассрочке. В России же, где подобные схемы не распространены, покупателям приходилось отдавать за коммуникатор сразу по 500, 600 и более долларов.

Кроме того, некоторые недорогие модели, вроде Motorola Cliq (стоимость в Европе - 1 евро с контрактом), вообще в наши широты не поставлялись. В целом же, ситуация такая: за рубежом первые Android-устройства начального уровня стали доступны во второй половине 2009 года (то есть, тоже далеко не сразу, а спустя месяцы после выпуска HTC G1), а в России они появились только к концу прошлого года. Основная же их масса выходит на наш рынок только сейчас.

Что стоит подразумевать под бюджетными моделями? Скажем, HTC Tattoo можно было купить в России уже прошлой осенью за $500-550: этот аппарат являлся "бюджетником" по меркам самой HTC, а вот для рынка он поначалу был "очередной моделью для избранных" (читайте - для тех, кто может потратить полтысячи долларов на средство связи). Впрочем, сейчас, в конце весны 2010-го, Tattoo уже можно причислить к разряду относительно доступных устройств: он продается за 12 тысяч рублей.

Кроме того, сейчас на российском рынке представлен Android-коммуникатор Highscreen Zeus; этот аппарат является самым недорогим андроидфоном в классе "до 10 тысяч рублей" и "по совместительству" - наиболее доступным по цене устройством с выдвижной QWERTY-клавиатурой (вне зависимости от ОС). Новые игроки рынка, то есть компании, решившие выпустить одну или несколько моделей под управлением Android, пытаются занять свое место под солнцем именно с помощью гуманных ценников. Например, коммуникатор Gigabyte GSmart G1305, практически аналогичный по характеристикам HTC Hero, первому "Android-флагману" российского рынка, стоит заметно дешевле.

В целом, можно констатировать следующий тренд: среди Android-устройств теперь есть как дорогие, так и вполне доступные. Вот только в США и Европе они появляются значительно раньше, в то время как россиянам бюджетные модели коммуникаторов на основе этой платформы предлагают только сейчас. Примечательно, что это стало возможным во многом благодаря усилиям компаний второго эшелона. Доля WID на базе Android в 2009 году возросла с нуля до 8,9% во втором полугодии. Собственно, благодаря активной экспансии в сторону новой платформы многие игроки смогли значительно увеличить свое присутствие на российском рынке. В качестве примера можно привести уже упоминавшийся отечественный бренд Highscreen. К концу 2009 года 40% из официально продаваемого в России ассортимента андроидфонов принадлежало этому бренду, а в целом по рынку устройств на этой платформе Highscreen занимал третье место по объему продаж, на доли процента отстав от Samsung. Нельзя не вспомнить бренд Gigabyte GSmart, также имеющий амбициозные планы в отношении платформы Android.

Немного о будущем

Что касается дальнейших перспектив Android, то на сегодняшний день известны следующие факты: HTC намерена как минимум в половине своих продуктов использовать Android. Samsung также активно работает с этой платформой - намного активнее, чем с Windows Mobile. LG Electronics вполне официально заявила, что в текущем году выпустит не менее двадцати коммуникаторов, причем более половины из них будут управляться "андроидом"; остальные же модели будут нести на борту Windows Mobile и Linux (надо полагать, здесь речь идет об устройствах на базе платформы Intel Moorestown с ОС MeeGo). Acer и Sony Ericsson также планируют впредь уделять (да и уже уделяют) больше внимания Android - этим компаниям не удалось быстро завоевать рынок с устройствами под управлением Windows Mobile, вот они и решили на скорую руку переориентироваться.

Так что перспективы, по большому счету, весьма обнадеживающие: бесплатная платформа в любом случае будет пользоваться популярностью у вендоров, а удобство, глубокая интеграция с популярнейшими сервисами Google и постоянно растущая коллекция программного обеспечения делает эту ОС весьма интересной и для пользователей. Стоит отметить, что полностью открытыми и бесплатными также являются две ОС, фактически контролируемые Nokia, - Symbian и Maemo. Кстати, бюджетным смартфонам без touch-screen все большую конкуренцию составляют feature-phone известных брендов. "Сенсорные телефоны постоянно наращивают функциональность. Из актуальных трендов я бы отметил интеграцию с социальными сетями, предустановленное навигационное ПО и, соответственно, встроенный приемник GPS", - считает Михаил Чернышов, коммерческий директор "Вобис Компьютер".

Возвращаясь к Symbian, отметим: выпускать смартфоны на основе этой платформы - это значит конкурировать с Nokia, и выиграть эту "войну" (ну или хотя бы выступить на равных с финнами) пока не удавалось никому. То есть в крупных компаниях прекрасно это осознают и давно смотрят в сторону Android (в этой области уже есть свои лидеры, но они не так четко выражены), а вот небольшие азиатские вендоры наверняка займутся экспериментами и с Symbian-смартфонами. С Maemo ситуация примерно та же: вроде бы она есть, но по сути никому, кроме самой Nokia, не нужна. Ну, разве что игрокам "второго эшелона" вроде ZTE: недавно эта компания объявила о выпуске планшета на основе Maemo. О других попытках ее использования не слышно.

Windows Phone 7, анонсированная на Mobile World Congress 2010, является "темной" лошадкой: эта система не имеет ничего общего с WM 6.5 - фактически, речь идет о совершенно новой программной платформе, в которой воедино сплелись элементы интерфейса медиаплеера Zune HD, ряд новых программных решений редмондской корпорации, а также несколько идей, "подсмотренных" у Apple и Google. В общем, коктейль получится "гремучим", однако в хорошем ли смысле этого слова - может показать лишь время. Очевидно лишь одно: на создание моделей под управлением Windows Phone 7 уже сейчас брошена определенная часть ресурсов производителей, а релиз первых устройств состоится в уже четвертом квартале текущего года. То есть в портфолио вендоров обязательно появятся новые модели с программной начинкой от Microsoft, которые "отвоюют" некоторую долю на рынке у Android-устройств.

Дальше все зависит от темпов развития Windows Phone 7: скажем, изначально в ней не слишком корректно была реализована многозадачность. Если Microsoft станет исправлять этот собственноручно созданный "баг" слишком долго, то значительного успеха Windows Phone 7 не видать. Ведь Google не стоит на месте, с завидной регулярностью выпуская обновления для Android (самая свежая версия платформы - 2.2 Froyo). По мнению Евгения Павлова, менеджера по коммерциализации продуктов компании HTC, доля рынка Android-устройств будет увеличиваться. "За неполных два года вышло уже четыре версии этой операционной системы, такого быстрого обновления нет ни у одной другой мобильной платформы. Для большинства людей Android не является конкурентным преимуществом, они лишь смотрят на дизайн и удобство меню, скорость работы, интегрированные сервисы - а все это быстрее и проще реализовать именно на Android OS. Поэтому разработчики двумя руками голосуют за эту платформу - для них это экономически выгоднее", - отмечает Евгений Павлов.

Теги: общество

Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Поделитесь с друзьями новостью:
Есть своя точка зрения? Оставьте комментарий!
Обсуждаемые новости
Архив новостей